среда, 18 мая 2016 г.

Плетение каптала. Мой способ. Мастер-класс.

   Привет, мои дорогие!

   Сегодня хочу показать вам как я медитирую плету капталы. Решила показать, потому что меня уже много раз спрашивали как я это делаю и как у меня получаются такие "ровнехонькие капталы". Да, на интернет просторах МК по плетению каптала видимо-невидимо, но я искала, проверяла и не нашла, чтобы прям совпадало с моим вариантом, поэтому и решила сделать свой мастер-класс.
   В общем вот такие каптальчики я плету
 
   А теперь покажу как я это делаю.


   Решила сделать фото с описанием прямо на нем (в свое время мне было очень удобно смотреть именно такие мастер-классы), но пояснять все равно буду.
   Итак, нам понадобятся:
  • готовый блок с вклеенными форзацами.
  • 2 скрепки (кто-то использует канцелярские зажимы (для меня они великоваты - мешаются), кто-то вообще одну скрепку только с одной стороны (в этом случае хвостик джутовой нити болтается и мешается мне, создавая дополнительные действия). Но вы можете попробовать разные способы и выбрать оптимальный именно для себя).
  • джутовая нить (опять же это может быть и шнурок, и плетеный синтетический шнур, и те же нитки для сшивания или мулине, сложенные в несколько раз, но мне удобнее работать именно с джутом - он держит форму и работать так в разы быстрее).
  • нить для сшивания (в большинстве мастер-классов по переплетам и капталам использует "Ирис", но я больше люблю Canarias от YarnArt (той же толщины, но не мохрятся и не рвутся). Хотя последнее время очень полюбила не "Ирис", а "Розу" (они потолще и покрепче соответственно).
  • штопальная игла (чем длиннее и тоньше, тем лучше).
  • ну и ножницы пару раз пригодятся :)


   Пункт 1. Закрепляем джутовую нить двумя скрепками. Скрепка цепляется, получается за форзац и половину крайней книжечки.

   Пункт 2. Плести каптал будем двойной ниткой. Желательно оооооооочень длинную сделать, если у вас много тетрадочек (у меня получается, что отмеряю два с лишним метра и складываю пополам), на конце обычный узелок.
   Вставляем иголку в верхнюю дырочку первой тетрадочки.

    Вот как выглядит в середине тетрадочки.
   Пункт 3. Полностью вытягиваем нить вверх (видите там внизу узелочек и небольшой хвостик?). При каждом действии я бросаю иголку справа от работы (на стол, иногда на пол падает), перехватываю и тяну за нитку, придерживая другой рукой нитку у "входного" отверстия. Таким образом наш длииииииинный хвост нитки не запутывается и в последующем не рвется. Это опытным путем уже пришла к такому + это очень время экономит... представьте сколько вы его потратите на распутывание. 
   Далее "оплетаем" джутовую нить. Вроде на фото все понятно, но на всякий случаю поясню: заводим "ирис"/"розу" (ну смотря чем плетете) НАД джутовой нитью, а потом проводим ПОД ней, вытягивая "ирис"/"розу" получается МЕЖДУ джутом и блоком (на фото у меня в этом месте иголка как раз).
   Пункт 4. Крепко затягиваем. Если нужно я левой рукой "помогаю" джутовой нити оставаться на месте, а правой как раз вытягиваю "ирис"/"розу".
    Пункт 5. Складываю блок и вытягиваю "ирис"/"розу" вправо. Таким образом наша петелька вокруг джутовой нити встанет в самый край корешка.
    Пункт 6. Оплетаем основную нить (этот тот самый "ирис"/"роза"). То есть в пункте 5 у нас "ирис"/"роза" находится справа от петельки, а теперь мы ее переносим влево.

    Пункт 7. Вытягиваем нить вниз вдоль корешка. Когда вытягиваю, как уже писала, удерживаю левой рукой джутовую нить на месте.
    Пункт 8. Вставляем иголку в верхнюю дырочку (серединку) второй (следующей) тетрадочки.

    Пункт 9. Вытягиваем нить вверх. Опять же придерживайте джутовую нить на месте, иначе она начинает уползать-переползать и соответственно кривить наш "ровнехонький" каптальчик.
    Пункт 10. Опять оплетаем джутовую нить как в пункте 3. Тут уже фото показываю середины плетения, то есть у меня уже средние тетрадочки. Так попонятнее будут дальнейшие мои действия, которые на самом деле одинаковые для всех тетрадочек.
    Пункт 11. Крепко затягиваем, придерживая джутовую нить.

    Пункт 12. Опять складываем блок и вытягиваем "ирис"/"розу" вправо. Каждым таким вытягиванием вправо мы поправляем, подравниваем наши петельки к правому краю, иначе между ними остается промежутки в начале каптала, через которые некрасиво выглядывает джутовая нить, плюс в конце каптала петельки начинают наоборот наползать друг на друга.
    Пункт 13. Еще раз вытягиваем нить вправо, фиксируя каптал пальцами. На самом деле, как я уже писала, я делаю так практически на каждом пункте, но на этом этапе это прямо обязательное условие. На всякий случай поясню, что фиксирую я двумя пальцами: сверху и снизу.
    Пункт 14. Снова оплетаем основную нить ("ирис"/"розу") и хорошенечко вытягиваем ее вниз вдоль корешка.
    Пункт 15. Вытягиваем нить вправо.

    Пункт 16. Еще раз вытягиваем нить вправо, фиксируя левой рукой каптал. В отличие от пункта 13, в котором мы нашим вытягиванием "поправляли" предыдущие петельки, в этом пункте мы подталкиваем/сдвигаем/выравниваем (называть можно как угодно, главное, чтобы было красиво и без промежутков :))) только что сделанную последнюю петельку.
    Пункт 17. Повторяем пункты с 8 по 16 пока у нас не закончатся наши тетрадочки в блоке.

    Пункт 18. Закрепляем нить. Есть много разных вариантов, но мне больше всего нравится делать несколько петельных швов. Видите на фото 2 закреплялки? Это я не рассчитала в самом начале длину "ириса"/"розы". Ничего страшного в этом нет. В этом случае закрепляем петельными швами нить, берем новую, завязываем узелок и продолжаем работу, вставив иголку в верхнюю дырочку следующей тетрадочки.
    Вот такой получился каптал (не забывайте, что с другой стороны блока плетем абсолютно аналогично). Надеюсь, все понятно объяснила, но если остались какие-то неясности, спрашивайте, с радостью отвечу.


   От всей души, Ваша ТерЕка.

2 комментария:

  1. МК потрясающе понятный! Респект! Обязательно попробую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Старалась делать, как бы хотелось видеть мк мне, когда училась сама... вот мелочи типа в какую сторону тянуть мне как раз были не понятны...

      Удалить